>

История - Статьи о культуре и обществе - Донковье — организация событий и отдыха

Поиск
780*90
Перейти к контенту

Главное меню:

Софийский монастырь — отзвуки октябрьской революции

История России только сейчас открывает нам драматические страницы, в статье мы возвращаемся к становлению Советской власти, где в центре внимания — Софийский нештатный общежительный женский монастырь, уничтоженный революционным лихолетьем. В 2017 году отмечается 100 Октябрьской социалистической революции, для кого-то она пример народовластия, для других — кровь, разорение, утрата и варварское отношение к своей культуре. Наши поиски утраченного ведут к жестокому времени, в летопись не столь далекую, с незвестными фактами и черезвычайными событиями.

Софийский нештатный общежительный женский монастырь

Среди десятков сел в Данковском районе Липецкой области, село Барятино занимает достойное место, как хранитель национальной истории, русских традиций, интересного фольклора, как место, где жили замечательные люди России прошлого. Населенный пункт впервые был упомянут в писцовых книгах с 1676 года, как село «Архангельское» со вторым названием – Барятино, входившего в состав, тогда ещё, Данковского уезда Рязанской губернии. В прошлом село довольно большое, в 1859 году село Барятино - владельческое, имеющее 104 двора, школу, 812 жителей. Сельские дома и хозяйственные придомовые земли расположились на живописном берегу реки Вязовка, которая является притоком реки Дон.

Первыми владельцами обмерных угодий являлись довольно известные потомки почтенного рода князей Барятинских князья Нащокины (князья Барятинские – Рюриковичи в 20-колене, потомки святого князя Черниговского, знатного происхождения от князя Александра Андреевича Мезецкого).

Во второй половине 19 века земли Барятино стали входить в фамильные владения князей Муромцевых, усадьба которых находилась в селе Баловнево. Это произошло, когда в 1890 году заключили брачный союз наследник Баловневского поместья Николай Леонидович Муромцев и княжна знатного дворянского рода Софья Петровна Голицына.

Барятинский Софийский нештатный общежительный женский монастырь: Начало

София Петровна Муромцева была женщиной глубоко религиозной и после смерти в 1897 году мужа Николая Леонидовича Муромцева – помещика села Баловнево, вела замкнутую жизнь, выезжая из своего имения исключительно для богомолья в монастыри.

Барятинский Софийский нештатный общежительный женский монастырь

Главной целью жизни для неё в этот период стало создание женской монашеской общины в имении при селе Барятино, к чему её активно склонял, пользующийся доверием, управляющий имением Василий Афанасьевич Косарецкий. Отец Софии Петровны князь Пётр Петрович Голицын, тревожился мечтами своей дочери и посягательствами на её имущество, однако будущая игуменья была настойчивой женщиной.

Хлопоты по созданию монашеской обители начались с 1899 года. Через два года, в 1901 году по просьбе устроительницы построенный монастырский храм освящён во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости».
Близ церкви была воздвигнута звонница с 8 колоколами. В этом же корпусе, в 17 комнатах, разместились монахини общины, в других были устроены комната для спевки и чайная. Ещё 8 комнат находились в одноэтажном здании, в котором устроена и трапезная. В другом одноэтажном деревянном здании проживал священник Андрей Иоаннович Куницын.

Строительство Софийской общины на этом не закончилось, уже осенью 1903 года настоятельница подала прошение на строительство нового, каменного храма, в котором бы могли молиться 600 человек. Прошение было одобрено, и новый каменный собор был освящен в 1904 году.

Интересно, что при Софийском соборе был пещерный храм во имя Ахтырской Божией Матери. При усадьбе монастыря находился барский каменный дом с тремя башнями, а также женское училище и детский приют.

Монашество Софии

12 ноября 1904 основательница на правах начальницы женской общины рясофорная монахиня София была пострижена в мантию оставлением прежнего мирского имени. В марте 1906 года София ходатайствует о преобразовании общины в монастырь, подчёркивая свое плохое здоровье, и что ей требуются помощницы: казначея и благочинная.  Ее просьбу услышали и в 1907 году Барятинскую монашескую женскую общину преобразовали, она получила новый статус —Софийский нештатный общежительный женский монастырь, а настоятельница его возведена в сан игуменьи.

Софийский монастырь к этому времени представлял большой комплекс культовых. Жилых и хозяйственных строений и занимал обширную площадь на 10 гектарах, был окружён высокой кирпичной стеной.

К сожалению, судьба монастыря с приходом новой большевистской власти сложилась печально. В январе 1918 года, когда «советская власть» дошла до Данковского уезда, Софийский нештатный общежительный женский монастырь был порушен и разграблен. По рассказам старожилов, всё имущество монастыря «новые хозяева жизни» свезли в Барятино и там варвары, разделили награбленное между собой. Земли и скот также были отобраны, снесли и растащили на кирпичи и доски большинство строений.

Еще некоторое время, после разграбления монастыря, в обители велись богослужения, но уже весной
1919 года Данковский исполком принял решение открыть в помещении Барятинского монастыря лечебного заведения для туберкулёзных больных.

Барятинский Софийский нештатный общежительный женский монастырь

В феврале 1920 года монастырь был ликвидирован, на его территории был создан совхоз.
Игуменья София и несколько монахинь покинули монастырь. Не избежала настоятельница и репрессий сталинского режима. В 1932 году престарелую и больную настоятельницу арестовали по месту жительства в селе Ярославы. Вместе с ней были арестованы монахини, бывшие при Софии и местный священник. Репрессированным вменялось ведение антисоветской агитации, и деятельность, направленная против колхозного строя. Получили все по три года лагерей.

Сейчас Софийский нештатный общежительный женский монастырь, это руины и наглядное свидетельство беспощадного времени, эпохи становления Советской власти, провозглашения культу личности и варварского отношения к своей культуре. Конечно, 100 Октябрьской социалистической революции, в 2017 году кто-то будет праздновать, но совершенно точно можно сказать, что это будет похоже на пир во имя революционной чумы, которая унесла многие жизни и вычеркнула большой пласт культурного достояния страны.

МонастыриДругие статьи по этой теме





Кому была нужна новая формула времени

Старый Новый год — что может быть приятней для русского человека и непонятней для чужеземцев! Удивительно стойкие, эти русские традиции, их не искоренить, ни пулями, ни угрозами, ни указами! Давайте немного разберемся со времене
Яндекс.Метрика
Каталог сайтов AddsSites, размещение прямых ссылок.
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню