>

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Данкове - Донковье — тематический сайт работника культуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Данкове

История Покровского храма города Данкова, который больше известен, как Богословская церковь, началась в 1880-х гг., когда жители Пушкарской и Богословской слобод решили объединить свои приходы. 26 июля 1886 г. священники и прихожане Богословской и Пятницкой церквей подали архиепископу Рязанскому Феоктисту (Попову) прошение, где говорится, что два деревянные храма Пятницкий; и Богословский, построенные в конце XVIII столетия приходят в ветхость, и по неимению средств, за малочисленностью прихожан на устройство новых отдельный: храмов, и все прихожане согласились устроить на общие средства вместо двух деревянных один каменный храм для прихожан обоих слобод. Чаяния были услышаны и строительство было одобрено довольно быстро.

Старый Данков

Проект нового храма был выполнен рязанским губернский архитектором Яковом Васильевичем Кривцовым и в декабре 1886 года представлен на утверждение, а 8 января 1887 г. утверждён Строительным отделением Рязани. Строительство началось в 1888 году, но шло медленно, слободы были бедноваты. Для ускорения строительства был организован попечительский совет, который собирал дополнительные средства, но денег все равно не хватало, в неурожайном 1892 году строительство и вовсе было приостановлено.

Подготовив придел к освящению, б ноября 1902 г. причт, церковные старосты и почётные прихожане Пушкарской и Богословской слобод г. Данкова подали прошение на имя Преосвященного Владимира (Благоразумова), епископа Михайловского, викария Рязанской епархии.
 
После освящения в 1902 г. Богословского престола и перехода в него причта из церкви св. Иоанна Богослова постройка каменного храма опять остановилась из-за нехватки средств. Только к осени 1910 года прихожане окончили отделку некоторых помещений и трапезной храма и 13 октября подали прошение о разрешении освятить местному благочинному священнику Сторожевой г. Данкова слободы о. Петру Игумнову — престол во имя Святой мученицы Параскевы.  

Пятницкий престол был освящён 18 октября 1910 г., после чего причт деревянной церкви Пушкарской слободы перешёл в каменный храм, который впредь стал именоваться Покровским. Однако до освящения главного престола было ещё далеко, средств по-прежнему не хватало. В 1911 г. ив 1912 г. прихожанам выдавалась просительная книга.
 
На фотографии деревянной Богословской церкви 1910 г. хорошо виден новый кирпичный храм, построенный в 100 м к юго-востоку от старого. Трапезная часть его в тот момент уже была действующей, а храмовая часть оставалась пока незаконченной постройкой.
 
Первое время после освящения обеих придельных алтарей — Пятницкого и Богословского два приходских "общества вели отдельно церковное хозяйство. Каждое имело свой свечной ящик и тарелку, и свечи брали прихожане каждый из своего ящика и тарелочный сбор собирался по своему приходу", но к 1913 г. жители Пушкарской и Богословской слобод наконец-то согласились объединить-ся и иметь одного старосту. Холодная церковь к этому времени была только вчерне отстроена, и в ней не было даже полов.

Помощь жителям Пушкарско-Бого-словской слободы в устройстве главного Покровского престола пришла неожиданно со стороны благотворителя. 26 ноября 1912 г. получено разрешение устроить на средства купеческой вдовы данковского городского головы Александры Ивановны Поповой иконостас в церкви Пушкарской и Богословской слобод. Желая увековечить память своего покойного мужа, родственников и себя А.И. Попова пожертвовала 7 ООО руб. и к октябрю 1913 г. иконостас был установлен. На средства А.И. Поповой приобретены также утварь и облачения.
 
Освящение новой каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Пушкарско-Богословской слободе г. Данкова совершил 23 октября 1913 г. благочинный 1-го Данковского округа священник Пётр Игумнов.
 
В 1914 г. доктор медицины, коллежский советник Иван Иванович Знаменский завещал в церковь 700 рублей, в пользу причта на вечное поминовение рабов Божиих Иоанна и Анны, диакона Иоанна, Феодосии и Агриппины и 1 000 руб. на устройство тёплой церкви.
 
С началом Первой мировой войны приход Богословской слободы активно включился в движение за трезвость. На сходе прихожан было постановлено ак­тивно бороться с этим пороком: "Всех лиц, замеченных в пьянстве, а тем паче в шинкарстве, ни в какие должности по об­щественному управлению не выбирать и доводить о них до сведения местного кре­дитного товарищества и земской кассы мелкого кредита для отказа в ссудах... Не допускать больше распития вина на схо­дах и при всяких мирских делах... Хода­тайствовать перед начальником губер­нии об оказании возможного содействия к сокращению в Данкове казённых вин­ных лавок и ренсковых погребов, закры­тию пивных и трактиров... воспрещению торговать спиртными напитками не толь­ко в праздничные, но и в базарные дни и во время ярмарок".

Посетивший 29 июля 1915 г. недавно освящённую Покровскую церковь Пре­освященный Амвросий (Смирнов), епис­коп Михайловский, викарий Рязанской епархии, осмотрел храм и "выразил по­желание о скорейшей достройке её коло­кольни".
 
Однако звоннице у Покровской церк­ви так и не суждено было появиться. Гря­нула революция, и о всяком храмозда­тельстве пришлось забыть на долгие де­сятилетия. Хотя первое время революци­онные изменения в стране вызывали чуть ли не восторг у многих данковчан. Среди них был и псаломщик Покровской церкви П.М. Неуронов, писавший на страницах "Голоса свободной церкви" в 1917 г.: "...волна великой революции кос­нулась его приятным веянием летня10 ветерка. Так встретил наш приход сво­боду, она пришла желанным гостем и причт, шедший ранее навстречу своему приходу, вошёл в него ещё свободнее и легче. Первым шагом к устроению новой жизни было устройство Осведомительного Бюро по вопросам текущего момен­та. Председателем названного Бюро из­бран псаломщик Неуронов. Программой такового Бюро как показывает само название, в были осведомительные чтения, происходивший по праздничным дням в школе; затем в самой церкви про­износилось и читалось слово Божие". Как видим, ветер перемен принес немного! Кроме названного бюро, но словам Неуронова, "был избран Приходской Совет из 25 членов (5 причта и 20 мирян). Пред­седателем Совета был избран молодой батюшка, недавно окончивший Духов­ную семинарию — П.И. Путятин, секретарем — псаломщик П.М. Неуро­нов. На первом собраний совет начал ус­траивать новую церковную жизнь — члены совета постановили и начали на­блюдать за порядком и чистой храме и вне его, был избран новый церковный староста ... он уже не имел тех функций, каковые ранее присвоялись старосте, его действия сводились лишь как казначей­ские. Выбор был весьма удачным — но­вый казначей гр. И.Г. Филатов — старый работник по делам церкви, он много по­работал во время постройки нашего ве­ликолепного храма... На общем собрании приходского совета был образован Ис­полнительный Приходской Совет... При­мерным делом Совета было постановле­ния о внесении в казначейство 2 тыс. руб. из свободных церковных сумм на Заем Свободы.

23 июля 1917 г. по совершении торже­ственного Богослужения в Покровском храме священник Ф. Коленский прочи­тал послание Св. Синода о предстоящем церковном Соборе, а священник Н.И. Путятин поднял вопрос о препода­вании Закона Божьего в школах. "Едино­гласно было постановлено встать на за­щиту Закона Божьего", составлен приго­вор; "Выразить комитету по народному образованию и съездам горячий протест за выступление их против Закона Божия, открыто заявить, что школы без препода­вания Закона Божия не должны быть, За­кон Божий Должен быть первым в ряду других предметов обучения, усердно просить Православный Всероссийский Поместный Собор всемерно стремиться к введению в школах обязательного пре­подавания Закона Божия, настоящий наш протест довести до сведения Минис­терства Народного Просвещения ... же­лательно, чтобы все православные при­ходы объединились в защиту Закона Бо­жия".

Активная деятельность нового при­ходского совета выразилась и в украше­нии храма: 27 августа 1917 г. после обед­ни в церкви состоялось освящение ико­ны Покрова Пресвятой Богородицы, вы­полненной на наружной стене храма. При этом секретарь совета П.М. Неуро­нов произнёс перед освящением слово.
 
В 1922 г. из Покровской церкви изъя­та была серебряная утварь, а в 1929 г. храм лишился Оставшейся металличес­кой утвари. Согласно описи тогда были изъяты 2 колокола медные, один весом 2 пуда, второй — 15 фунтов, купель белого железа ... 3 креста медные — 1 фунт в каждом в первых двух и 1 крест весом 1/2 фунта и прочие предметы церковной утвари.

В сложное время внутрицерковной жизни 1920-х гг., когда разделение меж­ду соседними приходами проходило по линии поддержки, или отвержения Пат­риарха Тихона (Беллавина), Покровская церковь Пушкарско-Богословской сло­боды отличалась тем, что прихожане ни­когда не принимали в свой храм обнов­ленческих священников.

Осенью 1932 г. власти ставили вопрос о "закрытии церкви слободы Пушкари" и переделке её под Дом культуры, но тог­дашний председатель церковного совета Сергей Павлович Гудков "яро агитировал против закрытия и сагитировал женщин голосовать против, и вопрос был со­рван".
 
Закрытие Покровской церкви, кото­рую многие жители Данкова продолжали по привычке называть либо Богослов­ской, либо Пушкарской, состоялось, оче­видно, после ареста в апреле 1933 г. свя­щенника Симеона Александровича Боло­това и псаломщика Егора Алексеевича Минакова. В июне того же года Болотов и Минаков были осуждены на пять лет ла­герей, каждый за антисоветскую агита­цию.

Богословский храм в Данкове
 
После закрытия Покровского храма в нём было организовано зернохранили­ще, потом склад, керосиновая лавка, ма­газин. В 1944 г., после "потепления" отно­шений между церковью и государством, церковный приход в Пушкаро-кладби- щенской слободе был вновь зарегистри­рован. Прихожан тогда насчитывалось 200 человек. В храме служили 3 священ­ника и 1 псаломщик26. Но во время хру­щёвских гонений конца 1950-х — начала 1960-х гг. Покровский храм вновь был за­крыт и теперь уже на несколько десяти­летий.
 
В 1994 г. жители бывших Пушкарской и Богословской слобод города Данкова зарегистрировали приход Богословского храма, ибо за долгие годы безбожного лихолетья память о главном Покровском престоле стёрлась в памяти людей. Одна­ко в здании церкви по-прежнему работа­ли склад и магазин продовольственных товаров, убрать которые потребовали прихожане в 1995 г. В том же году, 9 октя­бря, в храме состоялось первое богослу­жение. А в 1997 г. бывший Покровский храм передали Русской Православной Церкви. Так трудно сегодня возвращется русская культура народу.
 
Постоянные службы в Богословском храме стали проводиться с августа 2003 г. Главный престол храма до сих пор не ос­вящён. В настоящее время силами прихо­да продолжается постепенное восстанов­ление былой красоты внешнего и внут­реннего убранства церкви. И хочется ве­рить, что вскоре храм будет окончатель­но восстановлен и после освящения глав­ного престола в честь Покрова Пресвя­той Богородицы вернётся память и тра­диция правильного храмонаименования.

Сейчас, церковь относится к Липецкой метрополии Елецкой Епархии Данковского благочиния.
 

Copyright © 2016 «Донковье»


При использовании материалов сайта ссылка на проект «Донковье» обязательна


Публикуемый материал на страницах сайта принадлежит редакции, которая несет полную ответственность за достоверность статей и других материалов. Автор выражает искреннею надежду, что культура Данковского района, его достопримечательности понравятся читателю и будет полезна, как туристу на заметку, так и качестве познавательной информации. Работникам культуры в помощь публикуются сценарии праздников, методическая литература, рекомендации организаторам мероприятий: авторская музыка, стихи, видео и графика для концертов и торжеств.


e-mail: vvz@km.ru

 

Яндекс.Метрика
Каталог сайтов AddsSites, размещение прямых ссылок.
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню