>

В. И. Ермаков История города Данкова (19-й век) часть 1 - Донковье — организация событий и отдыха

Поиск
780*90
Перейти к контенту

Главное меню:

В. И. Ермаков История города Данкова (19-й век) часть 1

Категории > История
На сайте Донковье труды В. И. Ермакова «История города Данкова», книга одобрена в 1864 г. Рязанским Губернским Статистическим комитетом. Уникальный материал, по сути, первое исследование летописи города Данкова и его обитателей, начиная со старой крепости Донков. Наверное главная ценность материала, в том, что автор был уважаемый человек в губернии и эта история города Данкова середины 19-го века изложена грамотно, со знанием дела.

Этот материал, наиболее точное изложение данных и событий, этого отрезка времени, так как Василий Иванович Ермаков, был городским головой в это время. Книга В. И. Ермакова «История города Данкова», впервые была издана в 1866 году.

Книга В. И. Ермакова История города Данкова
История города Данкова 19-го века
 
Нынешний Данков, находясь по географическому положению под 53 градуса восточной долготы и 52 северной широты, стоит на возвышенном месте и омывается с северной стороны рекою Доном, а с восточной и южной - речкой Вязовнею, имеющими как та, так и другая, чистую и здоровую воду со многими проточными ключами; реки эти протекают по каменистым местам, не имея в себе никаких произрастаний, подлежащих гнилости, а потому климат Данкова самый благоприятный.

Местоположение Данкова довольно красивое и, имея вид полуострова, занимает около 85 кв. десятин, из коих до 45 под постройками, до 25 под площадями, а остальные до 15 кв. десятин под садами и огородами.

Близ устья Вязовни» впадающей в Дон, есть возвышен­ная местность, имеющая около 1300 кв. дес. На этом ме­сте в давно минувшие времена стоял деревянный высо­кий сруб или каланча, на которой имелись довольно длинные шесты, с привязанными на концах осмоленны­ми вениками. Веники эти при появлении неприятеля тот час зажигались сторожевыми людьми и тем давалось знать жителям об угрожающей опасности и они, завидя это, немедленно скрывались в непроходимые бывшие здесь леса, которых ныне нет и следов. (66)
 
Книга В. И. Ермакова История города Данкова

Каланчи эти были обнесены кругом кирпичными тол­стыми стенами, три уцелевшие части которых с тремя железными воротами куплены в 1825 году с аукционно­го торга Данковским купцом Иваном Ивановым Ермако­вым, дедом пишущего эти строки. В стенах найдено большое количество связного железа. За стенами к запа­ду прорыт ров, а с остальных сторон эта возвышенная местность граничит реками. На этой-то местности, пола­гать надо, и поселены были первые жители настоящего Данкова с целью прикрыть южные границы Московско­го государства от набегов Крымских и Ногайских татар; в 17-м столетии здесь правая сторона Дона именовалась Крымскою, а левая Ногайскою. (67) Убеждаемся в суще­ствовании здесь сторожевой линии и потому, что окру­жающие город слободы носят названия: Сторожевая, Ка­заки и Стрельцы, вероятно получившие наименование от бывшей здесь военной стражи; данковцы же, как видно, любили давать названия местам от первого появивше­гося на них предмета; так, например, некоторые части города именуются: Ерилиин лог, Гусева поляна, Орлова степь, Забижаев конец, получившие названия: первое - от фамилии солдата Ерилина, имевшего когда-то дом над этим логом; вторая - от писца Гусева, жившего отдельно от дворов; третья - от башмачника Орлова, также жив­шего в отдалении от города, четвертая - от мещанина, жившего на конце города и занимавшегося кражею и гра­бежом. (68)
 
К памятникам старины можно еще отнести близ собо­ра Воеводскую гору, на которой предание повествует жил какой-то воевода, не дозволявший по этой горе ни кому ни пройти, ни проехать без уплаты ему за то изве­стной суммы денег и которого будто бы убил силач Аксенка, ушедший потом в стан Емельки Пугачева, у которого был в числе первых военачальников. Гора, на которой жил Аксенка, и до сего времени именуется Аксенкиною горою. На том месте, где жил воевода, виден квадратный в 3 сажени длины и ширины каменный бут, свидетельст­вующий о бывшем здесь некогда строении. В конце горо­да есть еще гора, называемая Змеиною, в которой будто бы жили во множестве змеи.
 
До 16-го декабря 1778 года Данков принадлежал к Во­ронежской губернии, нынешний же город Скопин до того времени был посадом Данковоского уезда; с сего време­ни с учреждения наместничеств в царствование Импера­трицы Екатерины 2-ой Данков сделан уездным городом Рязанского наместничества, вследствие чего в 1779 году открыты в Данкове присутственные места; потом при Им­ператоре Павле I-м в 1796 году Данков сделан заштатным городом Раненбургского уезда, а Раненбург до 1778 года был селом Данковского уезда. Наконец, с 1804 года царствования Александра I-го Данков сохраняет настоящее административное значение уездного города Рязанской губернии. (69)

Герб Данкова: в нижней части щита изображена на зеле-! ном поле серебряная лошадь. Значение и происхождение герба предание относит к тому, что казаки, первоначально поселившиеся на месте Данкова, рисковали со щитом в руках на добрых своих конях по степям зеленым.
 
Кругом города поселены пригородные слободы: Богословская, Пушкарская, Сторожевая, Стрелецкая и Казачья. Из них первые две разграничиваются с Данковым Доном, третья Вязовнею, а последние две канавою.

Улиц в Данкове пять и все немощеные, не смотря на изобилие камня, не превышающего ценности 5 руб. сер.] за кубическую сажень; но по весьма ограниченному материальному состоянию жителей осуществление этого! пока не мыслимо. Впрочем, жители главной большом улицы, за исключением не многих, без отягощения мог-| ли бы поместить оную; таковое улучшение было бы благодетельно и для самих жителей вообще и для проезжающих в особенности, потому что в ненастное время года проезд от грязи бывает не только что затруднителен, но и невозможен.
 
Площадей в городе три: дровяная, хлебная и гостиный] двор, на сей последней, как более обширной, и производится торговля.
 
Мостов в Данкове два и оба деревянные на сваях: один при спуске с Воеводской горы по дороге в города Раненбур и Лебедянь через реку Дон длинною 10 сажень, шириною 3 саж. Мост этот в 1801 году отдавался в аренду, с правом арендатора взимать за проезд, за 10 руб. ассигнациями; (70) потом с некоторого времени 'По 1860 год лежал на ответственности государственных крестьян, а с 1860 года и по настоящее время отнесен на счет земского сбора и находится в содержании за 480 руб. сер. в год вместе с перевозом. Мост этот выгоднее было бы отдавать сроком на 10 и более лет, потому что не имелось бы надобности ломать его ежегодно, раз построивши покрепче и укрепя его железом, к нарочно для того устроенным, так называемым быкам; лед Дона по удобному местоположению взял бы направление по краям моста через каменные природные гати, ни сколько не делая вреда самому мосту. Другой мост на дороге в г. Елец через речку Вязовню длинною 8 сажень, шириной 3 сажени. Этот мост и перевоз лежит на обязанности государственных крестьян Сторожевой слободы и находится в содержании за 130 руб. 66 коп. в год. (71)
 
Публичных садов в городе нет.

Церквей в городе каменных две, из коих одна соборный храм во имя Рождества Богородицы построена близ бывшей крепости и, как говорит предание, вскоре по основании Данкова при Царе Михаиле Федоровиче Романове и именно около 1630 года. В нем хранятся два евангелия - одно времен Царя Михаила Федоровича, а другое Царя Алексея Михайловича Романовых. На первом евангелии имеется по листам следующая надпись: «Сие евангелие пожаловал Государь Царь и Великий Князь Михайла Федорович всея России в Данков в соборную церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, при попе Максиме лета 7138-е июня в 25 день. Напечатано сие евангелие в лето семь тысяч сто тридцать шестое июня в 1-й день». На втором: «Августа в 6-е по указу Великого; Государя, сия книга дана из приказу Большого дворца белгородского полка, в Донков город в соборную церковь Рождества Пресвятыя Богородицы с распиской 198 г.» (72) Хранятся также Минеи за все 12 месяцев и великопостная триодь времен Петра Великого, напечатанная в Москве в 1704 и 1705 гг., и Апостол так же времен Петра Великого, напечатанное в Москве в 1719 году. На всех Минеях по листам надпись следующая: «1715 г., месяца мая в Е, тщанием господина Данковского коменданта Якова Ивановича Сытненского, куплена книга сия Минея Господня в г. Данков во святую соборную и апостольскую церковь в храм Рождества Пресвятыя Богородицы, и быть сей книге во святой соборной церкви вечно, а буде из святой соборной церкви кто оную книгу возьмёт явно, или украдет и тот будет тою святою соборною церковью душою и телом отмщение имети». (73)

Хранится еще серебряный напрестольный крест с вырезкой таковою: «1788 год марта 10 дня построен сей крест Данковским помещиком г. коллежским советником Селеверстом Васильевичем Муромцевым в г. Данкове в соборную церковь Рождества Пресвятыя Богородицы при протопопе Иоанне Автономове». (74)
 
В соборе четыре престола: во имя Рождества Богородицы, первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святителя и Чудотворца Николая и в пределе, построенном в 1750 г. майором Авраамием Ивановичем Спешневым, жившим в 9 верстах от Данкова в имении своем и ныне существующем селе Спешневе, в последствии времени, перешедшем во владение г. Хомякова, во имя своего ангела Авраамия Затворника, постоянно празднуемого жителями города.

К драгоценностям собора нужно отнести икону Боголюбской Божьей Матери в серебряной ризе со следующей памятною вырезкой на ней: «Создася Икона сия Боголюбской Божией Матери в память заступничества от эпидемической болезни жителей г. Данкова (в 1848-1860 гг.), в апреле месяце 1861 г., в ризе серебра весу 35 ф. 71 зол>. Икона эта попечением церковного старосты М.Г. Лебедева сооружена в Москве на сумму, пожертвованную жителями города; главнейший же жертвователь граф Дмитрий Николаевич Толстой. На сооружение иконы с киотой употреблено 2800 р. сер. Храм этот поновлен в 1854-1855 гг. старанием церковного старосты, Данковским купцом Григорием Фадеевичем Лебедевым (ныне уже умершим), при споспешествовании протоирея Федора Семеновича Семенова.
 
Другая церковь, во имя св. великомученика Дмитрия Мироточивого, празднуемого 26 октября, построена близ площади гостиного двора в 1760 году им же г. Спешневым, а в 1862 г. попечением Данковских купцов Желудкова и Чижова и при содействии иерея Михаила Молчанова церковь эта распространена с прибавлением привела во имя Боголюбской Божьей Матери с образами новейшей живописи, писанными даровитым живописцем, государственным крестьянином Порфирием Алексеевым Люльчевым.
 
За тем, на средине хлебной площади строится новый соборный двух этажный каменный храм во имя Тихвинской Божьей Матери, начатый 26 августа 1861 г. и ныне доведенный до второго этажа. На этом месте до постройки храма стояла каменная часовня, вместо которой 10 ноября 1860 года выстроена одинаковой архитектуры часовня на площади гостиного двора. Мысль сооружения как самого храма, так и часовни возникла из следующих исторических воспоминаний.

В 1818 году солдат - поляк, мстя за свою родину посредством 17-ти поджогов, в несколько дней выжег почти весь Данков. Несчастные погорельцы, лишенные своих жилищ, в отчаянии, как те блуждали пo своим пепелищам. Злодей подвергнувший такому бедствию сотни семейств, был неизвестен. Все поиски полиции были тщетны. Тогда жители города прибегли с теплою Молитвою к заступнице православных, Пресвятой Богородице. На кануне дня Тихвинской Божьей Матери, собравшись ко всенощной в городском соборе, на коленах пред образом Богоматери со слезами просили у Царицы Небесной покровительства от злодея земного, подвергнувшего их такому несчастью. И действительно, когда тот же преступник 26 июня в день Тихвинской Божьей Матери сделал восемнадцатый поджог, провидение на этот раз уже не дало ему возможности осуществить свое злодеяние, он был схвачен на месте преступления и сознался во всех своих поступках.

Граждане, видя в этом явное покровительство Божьей Матери, немедленно отслужили в соборе благодарственный с коленопреклонением молебен Заступнице Небесной и по окончании молебна сделали крестный ход кругом города с образами и хоругвями. Когда они возвращались обратно в собор через хлебную площадь, увидели на каменном столбе (построенном; здесь среди площади с незапамятных времен, пред которым прежде подвергались наказаниям преступники) икону Тихвинской Божьей Матери. Принявши явление — это как явный знак милосердия богоматери, они отслужили тотчас молебен, поставили в нарочно сделанной в столбе впадине икону и зажгли пред ней неугасимую лампаду. С того времени I ежегодно 26 июня бывал крестный ход к этой иконе, которую местные жители чтут за явленную и чудотворную. Желая увековечить память заступничества Богоматери, граждане положили построить на этом месте со- |борный храм; но так как окончательная постройка задуманного храма может осуществиться через неопределенное время, то у граждан г. Данкова 30 августа 1863 года в день тезоименитства Государя Императора родилось желание увековечить память и Царя освободителя постройкой каменой часовни на том самом месте, где в 1772 году стояла церковь во имя св. Великомученика Георгия Победоносца, от которой теперь остался памятником только огромный круглой формы камень. При этом граждане положили: в впадинах часовни со всех четырех сторон её поставить иконы: Тихвинской Божьей Матери в память избавления г. Данкова от злодея, выжегшего почти весь Данков, св. Великомученика Георгия Победоносца - в память существования когда-то на этом месте во имя его церкви, св. Великомученицы Параскевы - в память чудотворной иконы её, имеющейся в церкви Пушкарской пригородной слободы, и св. Александра К Невского - в честь Возлюбленного Монарха. Все эти иконы ныне поставлены и горят перед ними неугасимые лампады.

Наконец, с правой стороны Вязовни при впадении её в Дон стоит мужской Покровский заштатный монастырь, основанный во время Царя Иоанна Васильевича Грозного дворянином Романом Никитичем Телепневым. (75).

Против площади гостиного двора построен в 1835 году двухэтажный каменный корпус казенных зданий, в одном из зданий помещаются уездный суд, уездное полицейское управление, уездное казначейство, дворянская опека и городская дума; в другом - съезжая изба и пожарный сарай, а в третьем - тюремный замок, в котором имеются: инвалидная караулка, арестантская кухня, 10 арестантских камор, библиотека и камора для обучения грамоте и пению арестантов. (76).

Приношений от директоров отделения и прочих благотворителей на пользу арестантов поступило со дня открытия уездного отделения, т.е. с 15 августа 1852 года по 1 января 1860 года (7,5 лет) 914р. 28 к., а с этого времени под заведованием настоящего директора и казначея по 1января 1864 года (в 4 года) поступило 1442 р. 95,5к. (77).

На Месте, где была крепость, стоит двухэтажный каменный, казне принадлежащий, винный магазин, выстроенный, если не ошибаюсь, в 1843 году, и деревянный амбар для ссыпки казенной соли.

Третий, казне принадлежащий, каменный небольшой одноэтажный дом с незапамятных времен построен близ собора, в нем ныне помещается инвалидная сборня. Наконец, 4-й казенный дом расположен на конце города и помещает в себе уездное училище, публичную библиотеку и квартиру штатного смотрителя Данковских училищ.

Домов, принадлежащих частным лицам, в городе 326. Из числа их 55 домов принадлежат купцам; 199 мещанам; 39 дворянам и разночинцам; 11 белому духовенству; 15 солдатам; 5 государственным и временно обязанным крестьянам и 2 дома иногородним.

Лавок, находящихся на площадках и принадлежащих купцам 29; мещанам 38; ценность означенным домам и лавкам следующая:
Число домов
Каких именно домов  
Ценность с усадьбой руб.
9Домов каменных двухэтажных
38.000
8Домов каменных одноэтажных
3.000
8Домов каменных с дерев, надстройкой
8.009
215Домов деревянных крытых тесом и дранкой
44.000
86Домов деревянных крытых соломой
2.000
326
Итого:
95.009.00
 Число лавок
Каких именно лавок
Ценность постройки
25
Лавок деревянных, рубленных
4.000
42Лавок тесовых подвижных
2.000
47Итого:  
6.000
Кроме того, имеют купцы и мещане три скотобойни ценностью в 1000 руб. и 5 кузниц в 300 руб., итого ценность (всех построек города, принадлежащих частным лицам, в [1864 году немного превышает 100 000 рублей сер. (79).
 
В 1779 году домов и усадеб частных владельцев было в Данкове только 19 номеров. (80). Жителей, причисленных к Данкову, было:

  • в 1790 году мещан муж. пола 215 душ;
  • в 1795 году 224 душ;
  • в 1812 году 468 душ. (81).
  • По 10-й ревизии к Данкову приписалось:
  • купцов 2-й гильдии 58 семей;
  • мещан 632 сем.

На 1864 год оказывается приписанных к Данкову:

  • купцов 1-й гильдии 1 семейство;
  • 2-й гильдии 70 сем. и мещан 705 семейств.

Число душ ревизии и к 1864 году было следующее:
Каких сословий
Семейств по ревизии
По ревизии душ
(Муж., женск.,)
Семейств в 1864 году
 По ревизии душ (Муж., женск.,)
Купцов 1-й гильдии
--
-17
2
Купцов 2-й гильдии
17370268254
Купцов 2-й гильдии
26288244--
-
Мещан6321419148670514521486
Итого:6811714173377617271740
Из числа означенных купцов и мещан, проживающих в Данковском и других уездах:

  • купцов 2-й гильдии 28 семейств, заключающих в себе 1:12 муж. и 104 жен. пола душ;
  • мещан 508 сем., в коих муж. пола 955 душ, жен. 971.

Затем собственно в городе проживают:
Каких именно сословий
Число жителей в 1864 году
Семей — Мужского пола — женского пола
Купцов
43
163152
Мещан
197497513
Прочих сословий
110
280220
Итого:350940885

При этом нужным считаю поставить в известность о числе бракосочетаний, рождения и смертности обывателей города за минувшие пять лет.
Годы
Родилось
Мужского пола — женского пола
Брак
В 1859 году
384618
В 1860 году
474421
В 1861 году
504217
В 1862 году
424124
В 1863 году
414330
Итого за 5 лет:218216110
Данков, будучи расположен довольно в дальнем расстоянии от пунктов, централизующих в себе значительную торговлю, а так же и от больших трактов, не производит внешней торговли почти никакими произведениями страны и внутренняя торговля его не оживлена 'оборотами больших капиталов, а существует торговля так называемая розничная, т.е. торгуют из лавок разными товарами нужными для обыденной потребности городских и уездных жителей, как, например: красным, овощным, москательным, железным, юхтяным, ремённым и другими тому подобными товарами, сбыт которых весьма незначителен, что усматриваем из следующего вывода: в 8 лавках продается овощной, москательной, косметической, табачной и тому подобный товар и годичный их оборот простирается не свыше 40000 рублей сер.; в 3-х лавках продается красный товар в год на сумму до 10000 руб.; далее в 6 лавках продается юхтяной товар, которого выбывает в год не более, как на 10000 руб., потом в 13-ти производится торговля крестьянским черным товаром, например: рыбою, солью, дегтем, мылом, маслом, зерновым хлебом, бичевою и т.п. товарами, нужными для обыденной потребности крестьянина, и оборот годичный простирается до 35 000 руб.; в 2-х лавках торгуют мясом, выручая в Год до 6 000 руб., и, наконец, в 28 подвижных лавочках продается мелочный крестьянский товар, как например: ситцы, нанки, шнурки, тесьма, гребешки, иголки, булавки и т.п., всего этого в год расходится не более, как на 9000 руб., остальные за тем лавки служат вместо складочных амбаров и для ссыпки хлеба.

Итого по лавочной торговле оборот годичный простирается в Данкове до 110000 руб. сер. Все эти товары закупаются преимущественно в следующих городах, а именно: товары, имеющиеся в овощных и красных лавках, в Москве; юхтяной - в Ельце; рыба - в Саратове; соль - в Камышине, деготь - в Рязани, а остальные затем (кроме зернового хлеба, который покупается исключительно в своем уезде) товары покупаются в Лебедяни во время Крещенской, Троицкой и Покровской ярмарок. Кроме того, из 2- х ренсковых погребов продается ренскового вина на сумму 6000 рублей, в 20-ти питейных заведениях в минувшем 1863 г. продано хлебного вина около 4000 ведер на сумму не свыше 14000 руб. Их 2-х оптовых складов продано таково же вина до 15000 ведер на сумму около 40000 руб. и, наконец, в одной гостинице с трактиром простирается выручка в год до 3000 рублей. (84) Капитальным состоянием город не богат, так что все 71 купеческие семейства едва ли имеют наличного капитала и товара, за исключением домов, более 400 000 руб., а потому оптовая торговля купечества не может быть поставлена наряду с окружающими Данков городами, за исключением разве торговли рыбой и солью: первая привозится из Саратова до 20000 пуд., вторая из Саратова и Камышина до 60000 пуд. ежегодно. Главные торговцы этим товаром купцы: Попов, Лебедевы и Игумнов. За этой торговлей следует торговля лесами, хлебом и медом: первых в период 1859-1862 годов куплено купцами слишком на 70 000 руб. в Данковском уезде и почти на таковую же сумму в других уездах с уплатою около 30 % при вступлении во владение и с рассрочкою на остальные годы от 3-8 лет, - срока содержания; но сбыт их довольно не удовлетворительный и ни один из покупщиков не похвалится барышами; ржаного хлеба продается купцами на винокуренные заводы, находящиеся в Данковском уезде, ежегодно до 10 000 четвертей, главные торговцы лесом и хлебом купцы: Короблин, Лебедев, Попов, Володин и пишущий эти строки. Наконец, торговля медом есть самая скучная и производится купцами, лишь издавна к тому привыкшими.

Эта торговля производится так: купец около 1-го августа едет в уезд к пчеловодам, как говорится задатчивать; он везет с собой 15-20 ведер вина, самовар, чай и сахар, приезжает к мужику пчеловоду, ставит на стол сивуху, греет самовар и просит все семейство с его кумовьями и кумушками за стол, а те конечно не проминуют послать и за сватами и сватьюшками; купец, низко кланяясь, подчует их вином и чаем, а других более имеющих колодок пчел и целует, в этом последнем отношении не остаются в долгу, в свою очередь, и пчеловоды со всеми своими замаранными ребятишками. Такая сцена продолжается в одном доме три-четыре часа и, когда, как говорится, «упьются до зели», купец оставляет дом в покое, отправляется к другому пчеловоду, где повторяется одно и тоже. Таким образом, объехавши и озадачивши всех пчеловодов, купец возвращается в город и, забрав с собою бочки и набирку для меда, отправляется с 6 августа выламывать мед; но часто случается, что ранее его подоспевший купец мед у пчеловода выломал, тогда опоздавший купец, нисколько не претендуя на пчеловода за принесенный им при задатчине убыток, вежливо с ним прощается и просит не лишить своим вниманием на будущий год.
 
В течении нескольких дней купцами: Игумновым, Лебедевым, Наумовым и Ушаковым выламывается в своем уезде меду от 2000 до 3000 пуд., сбыт его бывает в Москве и Лебедяни в Покровскую ярмарку, а иногда приезжают для покупки его из Тулы.
 
Базары бывают в городе два раза в неделю в пятницу и воскресенье; в пятницу в осеннее и зимнее время привозят хлеб в весьма малом количестве, а в воскресенье преимущественно дрова, сено и солому. Базары эти в летнее время бывают почти не заметными; главнейшие же по пятницам съезды бывают перед рождеством Христовым, сырною неделею и Пасхою.
 
Ярмарок в городе три: одна на 10-й неделе по Пасхе, другая взамен бывшей на 12-й неделе по Пасхе, эта последняя упразднена в 1862 году, а вместо её назначена шестидневная с 18 по 24-е апреля, третья в день рождества Богородицы 8 сентября. Оборот этих ярмарок незначителен; в десятую ярмарку торгуют только два дня и сбор комитета за отводимые под постройку лавок места не превышает 150 руб.; в двенадцатую торгуют полтора дня; в Георгиевскую же шестидневную торговали в первый год ее существования довольно порядочно, а со временем ожидается от нее более удовлетворительные результаты; остальную за тем ярмарку 8 сентября торгуют только полдня исключительно одними овощами и частично хлебом. Оборот всех трех ярмарок едва ли простирается свыше 25.000 руб. сер. Плата за отводимые места положена следующая: с иногородних в 1-м разряде по 60 к. с аршина, во 2-м по 42 к., в 3-м по 30 К. и, наконец, в 4-м по 21 к., с местных купцов §1 мещан против иногородних берется одна треть и этот платеж производится лишь в ярмарку десятую, а в остальные ярмарки плата не полагается.

В Данкове нет ни фабрик, ни заводов и никаких особенных ремесленных производств, которые бы составляли отличительный характер и которыми местные жители занимались бы преимущественно.

Мещане, большею частью имея при себе двух-трех учеников, занимаются приготовлением одежды, обуви и т.п. предметов необходимых для обывателей города. Есть мещанин - часовых дел мастер и один мещанин каретник, первый работает без учеников, последний имеет до 6 человек работников. Есть так же один живописец и два слесаря, имеющих при себе от 2-х до 4-х работников. Купцы имеют при своих домах крупорушки, и маслобойки, первых в Данкове 4, а последних 5; как те, так и другие не значительны; есть еще 2 свечных заведения, выделывающих в зиму сальных свечей не более 800 пуд. и одно заведение кожевенное, состоящее из одного чана для дубки кож и одного зольника; хозяин этого заведения он же и единственный работник, выделывает в год черной кожи не более 100 штук, на сумму до 300 руб. Вот вся торговля и промыслы города, посредством которых жители его приобретают себе насущный кусок хлеба.
 
 
Яндекс.Метрика
Каталог сайтов AddsSites, размещение прямых ссылок.
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню