>

Церковь Димитрия Солунского в Данкове - Донковье — организация событий и отдыха

Перейти к контенту

Церковь Димитрия Солунского в Данкове

История храма святого великомученика Димитрия Солунского в городе Данкове уходит в 17-й век. Вначале церковь была деревянной, впрочем, все постройки той поры, на данковской земле были изначально деревянными. Сохраненная писцовая книга указывает дату 26 октября 1621 года, когда впервые появились сведения о церкви, в документе говориться, что к приходу относиться 62 двора. Вероятно, освящение храма было раньше, и мы имеем дело с одним из самых древних храмовых сооружений в Данкове и входит в лучшие достопримечательности города

Еще церковь Дмитрия Солунского упоминается в окладных книгах 1676 г. и 1716 г.. В 1734 году кроме пахотной церковной земли Димитриевскому храму принадлежала и луговая — в количестве "20 копен, а в приходе насчитывалось 49 дворов.

К середине XVIII столетия к приходу храма св. Димитрия Солунского Стрелецкой слободы относилось 46 дворов, где которых проживало более 200 душ. К этому же времени относится построение вместо старой деревянной церкви каменного храма при сохранении прежнего имени церкви. Датой окончания строительства 1770 год. Колокольни в то время у церкви ещё не было.

храм Димитрия Солунского
Каменная и деревянная церкви св. Димитрия Солунского на плане г. Данкова 1779 г.

Во время сильного пожара 29 августа 1791 г. на Димитриевской церкви сгорела крыша, но "иконостас выбран", а "святый антиминс и книги вынесены".

В 1807—1808 гг. Димитриевский храм обретает каменную колокольню, заменённая в начале XX в. новой. Изображение старой звонницы сегодня можно увидеть только в проекте 1859 г. и на одной из фотографий конца XIX в.

Указом Святейшего Синода от 14 февраля 1818 р. "удостоены ношения на узкой ленте ордена Святого Владимира бронзовых крестов, устроенных для духовенства в ознаменование эпохи 1812-го года, г. Данкова... Дмитриевской церкви священник Пётр Игнатов". В это время штат храма состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе Димитриевского храма насчитывалось 115 дворов, в которых проживали 360 мужчин и 390 женщин.

По данным на 1859 г. в Стрелецкой слободе — приходе храма св. Димитрия Солунского — состояло 109 дворов с 261 мужчиной и 265 женщинами. Несмотря на уменьшение количества прихожан, жители слободы приняли в этом году решение расширить трапезную своего храма на север и юг и заказали для этого проект, который был рассмотрен и утверждён Рязанской губернской строительной и дорожной комиссией 30 марта 1859 г. Проект предусматривал строительство новой трапезной с размещением в ней двух придельных престолов. При этом предполагалось растесать новые оконные проёмы в храмовой части.

Церковь Дмитрия Солунского в Данкове

Проект, одобренный священноначалием Рязанской епархии, был направлен в Святейшего Синод, а в 1859 году 29 октября, проект с некоторыми поправками был утверждён императором Александром II.

Однако утверждённый проект распространения трапезной, перестройки Димитриевского храма и колокольни не был воплощён в жизнь полностью. Возможно, не хватило средств, ввиду начавшегося сооружения нового соборного храма на Хлебной площади. В 1860 г. были выполнены только работы по трапезной, в которой устроен левый придельный престол во имя св. Николая Чудотворца. В 1863 г. попечением данковских купцов Степана Желудкова и Степана Чижова, бывших в 1860—1870-х гг. старостами храма, при содействии о. Михаила Молчанова с правой стороны новой трапезной был устроен придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Святые образа в приделы были написаны даровитым живописцем, государственным крестьянином Порфирием Алексеевым Люльчевым.

храм Дмитрия Солунского в Данкове

В 1908—1909 гг. вновь была распространена храмовая трапезная и начата постройкой новая колокольня. В 1910 г. причт получил разрешение переделать престол в главном алтаре и устроить новые иконостасы придела. После этого 29 ноября 1910 г. вновь освящён придельный престол в трапезной во имя св. Николая Чудотворца и св. Василия Блаженного. Второй престол в трапезной остался посвящённым Боголюбской иконе Божией Матери. Окраска внутри храма была произведена на средства скопинского купца Ивана Николаевича Мухина.

На ремонт и содержание Димитриевского храма в 1910 г. причтом и прихожанами было потрачено 6 655 рублей 30 копеек. Церковь отапливается 5 голландскими печами.

В 1913 г. Димитриевский храм посетил Преосвященный Димитрий (Сперовский), епископ Рязанский и Зарайский. К этому времени церковь была с новой колокольней. Храм этот стал неузнаваем. Он обширен, светел и весьма благолепен. Посещение правящего архиерея всегда становилось событием в жизни прихожан, которых в 1914 г. насчитывалось мужчин — 674 и женщин- 688 душ. В храме была библиотека.

церковь св. Димитрия Солунского

После революции 1917 года Димитриевский xpaм продолжал действовать. В 1919 году представителями власти была составлена опись серебряной утвари храма. Утвари было не так уж много, видимо она не вся вошла в опись. В октябре 1919 г. скончался настоятель церкви протоиерей Иоанн Панаретов, прихожане долго не могли определиться с новым священником. Не имея возможности найти достойного кандидата во священники к своей церкви, граждане решили остановить свой выбор на настоятеле монастыря архимандрите Василии..." Благочинный просил разрешить о, архимандриту совершать таинство венчания. К рапорту прилагалось прошение самого о. Василия (Цветкова) об определении его на свободное место к Димитриевской церкви "впредь до восстановления вновь монастыря".

 Фото из следственного дела 1937 г.Так бывший настоятель Покровской обители 15 марта 1920 г. был командировал к Димитриевской церкви и получил разрешение совершать таинство венчания. Через некоторое время архимандрит Василий (Цветков) покинул Данков и служил в разных приходах Рязанской епархии. В 1937 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне, и ныне прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских.

На фото, Архимандрит Василий (Цветков). Фото из следственного дела 1937 г.

После о. Василия настоятелем Димитривского храма нес колько лет был о. Сергий Иоаннович Златоверховников. В сложное время борьбы с обновленчеством о. Сергий продолжал твёрдо держаться "тихоновской" ориентации. Как позже признавали на допросе псаломщик храма Мамонт Фаддеев и староста Иван Ерёмин, приход храма св. Димитрия Солунского всегда "держался тихоновского направления и в приход священников-обновленцев не принимают", и "в нашем храме за весь революционный период никогда священники-обновленцы не служили".

Такие же настроения господствовали среди всех активных прихожан. Показательным в этом отношении стал эпизод с арестом в 1929 г. настоятеля церкви о. Сергия Златоверховникова, которого власти обвинили за антисоветские проповеди во время престольного праздника Димитриевского храма 8 ноября. Никто из прихожан, привлечённых в качестве свидетелей, не оговорил своего батюшку, всячески отводя от нет обвинения в антисоветчине.

Истрия храма

Следователям пришлось закрыть дело и освободить о. Сергия, содержащегося в Козловском доме заключенных. Правда, больше он в Димитриевском храме не служил, и на должности настоятеля его сменил священник Иоанн Димитриевич Раковский, арестованный весной 1933 г. и высланный в июне месяце того же года в Северный край сроком на 5 лет.

Вскоре, по воспоминаниям старожилов, Димйтриевская церковь была закрыта, а иконы и церковная утварь постепенно разворованы. Позднее разобрали верхние ярусы колокольни и главку на самом храме. Не смог спасти храм от частичного разрушения и статус памятника архитектуры, который был ему присвоен постановлением Президиума Рязанского губисполкома от 28 июля 1925 года. И быть бы Димитриевскому храму вовсе разрушенным, если бы не мудрость бывшего председателя Данковского райисполкома С.И. Коротеева, который решил отремонтировать здание под музей. О передаче храма, в котором находился склад продовольственных товаров горторга, в т.ч. склад соли, под музей и картинную галерею ходатайствовали данковские краеведы. Храм был приведён в порядок, и в нём 1 августа 1969 г. открылись Данковский районный краеведческий музей и картинную галерею, которую именуют "Малая Третьяковка". Решением Липецкого облисполкома 874 от 2 ноября 1971 г. Димитриевская церковь вновь была поставлена под госу¬дарственную охрану как памятник архи-тектуры.

В 2015 году здание передали данковскому благочинию, здесь вновь проходят службы, а музей и картинная галерея расположат свои экспозиции в здании дома купца Лебедева по улице Урицкого.

Сейчас церковь относится к Липецкой метрополии Елецкой Епархии Данковского благочиния.
info@donkove.ru
donkove.ru
Donkovie.ru 2018 © Все права защищены
Назад к содержимому