>

Церковь Димитрия Солунского в Данкове - Донковье — организация событий и отдыха

Поиск
Халва RU CPS
Перейти к контенту

Главное меню:

Церковь Димитрия Солунского в Данкове

История храма святого великомученика Димитрия Солунского в городе Данкове уходит в 17-й век. Вначале церковь была деревянной, впрочем, все постройки той поры, на данковской земле были изначально деревянными. Сохраненная писцовая книга указывает дату 26 октября 1621 года, когда впервые появились сведения о церкви, в документе говориться, что к приходу относиться 62 двора. Вероятно, освящение храма было раньше, и мы имеем дело с одним из самых древних храмовых сооружений в Данкове и входит в лучшие города

Еще церковь Дмитрия Солунского упоминается в окладных книгах 1676 г. и 1716 г.. В 1734 году кроме пахотной церковной земли Димитриевскому храму принадлежала и луговая — в количестве "20 копен, а в приходе насчитывалось 49 дворов.

К середине XVIII столетия к приходу храма св. Димитрия Солунского Стрелецкой слободы относилось 46 дворов, где которых проживало более 200 душ. К этому же времени относится построение вместо старой деревянной церкви каменного храма при сохранении прежнего имени церкви. Датой окончания строительства 1770 год. Колокольни в то время у церкви ещё не было.

храм Димитрия Солунского
Каменная и деревянная церкви св. Димитрия Солунского на плане г. Данкова 1779 г.

Во время сильного пожара 29 августа 1791 г. на Димитриевской церкви сгорела крыша, но "иконостас выбран", а "святый антиминс и книги вынесены".

В 1807—1808 гг. Димитриевский храм обретает каменную колокольню, заменённая в начале XX в. новой. Изображение старой звонницы сегодня можно увидеть только в проекте 1859 г. и на одной из фотографий конца XIX в.

Указом Святейшего Синода от 14 февраля 1818 р. "удостоены ношения на узкой ленте ордена Святого Владимира бронзовых крестов, устроенных для духовенства в ознаменование эпохи 1812-го года, г. Данкова... Дмитриевской церкви священник Пётр Игнатов". В это время штат храма состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе Димитриевского храма насчитывалось 115 дворов, в которых проживали 360 мужчин и 390 женщин.

По данным на 1859 г. в Стрелецкой слободе — приходе храма св. Димитрия Солунского — состояло 109 дворов с 261 мужчиной и 265 женщинами. Несмотря на уменьшение количества прихожан, жители слободы приняли в этом году решение расширить трапезную своего храма на север и юг и заказали для этого проект, который был рассмотрен и утверждён Рязанской губернской строительной и дорожной комиссией 30 марта 1859 г. Проект предусматривал строительство новой трапезной с размещением в ней двух придельных престолов. При этом предполагалось растесать новые оконные проёмы в храмовой части.

Церковь Дмитрия Солунского в Данкове

Проект, одобренный священноначалием Рязанской епархии, был направлен в Святейшего Синод, а в 1859 году 29 октября, проект с некоторыми поправками был утверждён императором Александром II.

Однако утверждённый проект распространения трапезной, перестройки Димитриевского храма и колокольни не был воплощён в жизнь полностью. Возможно, не хватило средств, ввиду начавшегося сооружения нового соборного храма на Хлебной площади. В 1860 г. были выполнены только работы по трапезной, в которой устроен левый придельный престол во имя св. Николая Чудотворца. В 1863 г. попечением данковских купцов Степана Желудкова и Степана Чижова, бывших в 1860—1870-х гг. старостами храма, при содействии о. Михаила Молчанова с правой стороны новой трапезной был устроен придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Святые образа в приделы были написаны даровитым живописцем, государственным крестьянином Порфирием Алексеевым Люльчевым.

храм Дмитрия Солунского в Данкове

В 1908—1909 гг. вновь была распространена храмовая трапезная и начата постройкой новая колокольня. В 1910 г. причт получил разрешение переделать престол в главном алтаре и устроить новые иконостасы придела. После этого 29 ноября 1910 г. вновь освящён придельный престол в трапезной во имя св. Николая Чудотворца и св. Василия Блаженного. Второй престол в трапезной остался посвящённым Боголюбской иконе Божией Матери. Окраска внутри храма была произведена на средства скопинского купца Ивана Николаевича Мухина.

На ремонт и содержание Димитриевского храма в 1910 г. причтом и прихожанами было потрачено 6 655 рублей 30 копеек. Церковь отапливается 5 голландскими печами.

В 1913 г. Димитриевский храм посетил Преосвященный Димитрий (Сперовский), епископ Рязанский и Зарайский. К этому времени церковь была с новой колокольней. Храм этот стал неузнаваем. Он обширен, светел и весьма благолепен. Посещение правящего архиерея всегда становилось событием в жизни прихожан, которых в 1914 г. насчитывалось мужчин — 674 и женщин- 688 душ. В храме была библиотека.

церковь св. Димитрия Солунского

После революции 1917 года Димитриевский xpaм продолжал действовать. В 1919 году представителями власти была составлена опись серебряной утвари храма. Утвари было не так уж много, видимо она не вся вошла в опись. В октябре 1919 г. скончался настоятель церкви протоиерей Иоанн Панаретов, прихожане долго не могли определиться с новым священником. Не имея возможности найти достойного кандидата во священники к своей церкви, граждане решили остановить свой выбор на настоятеле монастыря архимандрите Василии..." Благочинный просил разрешить о, архимандриту совершать таинство венчания. К рапорту прилагалось прошение самого о. Василия (Цветкова) об определении его на свободное место к Димитриевской церкви "впредь до восстановления вновь монастыря".

 Фото из следственного дела 1937 г.Так бывший настоятель Покровской обители 15 марта 1920 г. был командировал к Димитриевской церкви и получил разрешение совершать таинство венчания. Через некоторое время архимандрит Василий (Цветков) покинул Данков и служил в разных приходах Рязанской епархии. В 1937 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне, и ныне прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских.

На фото, Архимандрит Василий (Цветков). Фото из следственного дела 1937 г.

После о. Василия настоятелем Димитривского храма нес колько лет был о. Сергий Иоаннович Златоверховников. В сложное время борьбы с обновленчеством о. Сергий продолжал твёрдо держаться "тихоновской" ориентации. Как позже признавали на допросе псаломщик храма Мамонт Фаддеев и староста Иван Ерёмин, приход храма св. Димитрия Солунского всегда "держался тихоновского направления и в приход священников-обновленцев не принимают", и "в нашем храме за весь революционный период никогда священники-обновленцы не служили".

Такие же настроения господствовали среди всех активных прихожан. Показательным в этом отношении стал эпизод с арестом в 1929 г. настоятеля церкви о. Сергия Златоверховникова, которого власти обвинили за антисоветские проповеди во время престольного праздника Димитриевского храма 8 ноября. Никто из прихожан, привлечённых в качестве свидетелей, не оговорил своего батюшку, всячески отводя от нет обвинения в антисоветчине.

Истрия храма

Следователям пришлось закрыть дело и освободить о. Сергия, содержащегося в Козловском доме заключенных. Правда, больше он в Димитриевском храме не служил, и на должности настоятеля его сменил священник Иоанн Димитриевич Раковский, арестованный весной 1933 г. и высланный в июне месяце того же года в Северный край сроком на 5 лет.

Вскоре, по воспоминаниям старожилов, Димйтриевская церковь была закрыта, а иконы и церковная утварь постепенно разворованы. Позднее разобрали верхние ярусы колокольни и главку на самом храме. Не смог спасти храм от частичного разрушения и статус памятника архитектуры, который был ему присвоен постановлением Президиума Рязанского губисполкома от 28 июля 1925 года. И быть бы Димитриевскому храму вовсе разрушенным, если бы не мудрость бывшего председателя Данковского райисполкома С.И. Коротеева, который решил отремонтировать здание под музей. О передаче храма, в котором находился склад продовольственных товаров горторга, в т.ч. склад соли, под музей и картинную галерею ходатайствовали данковские краеведы. Храм был приведён в порядок, и в нём 1 августа 1969 г. открылись Данковский районный краеведческий музей и картинную галерею, которую именуют "Малая Третьяковка". Решением Липецкого облисполкома 874 от 2 ноября 1971 г. Димитриевская церковь вновь была поставлена под госу¬дарственную охрану как памятник архи-тектуры.

В 2015 году здание передали данковскому благочинию, здесь вновь проходят службы, а музей и картинная галерея расположат свои экспозиции в здании дома купца Лебедева по улице Урицкого.

Сейчас церковь относится к Липецкой метрополии Елецкой Епархии Данковского благочиния.
История становления православия на Данковской земле.

Краткая справка
По историческим данным (у авторов сайта другое мнение) распространения христианства Верхнем Дону началось при князе Владимире, который подавил восстание вятичей, а затем вновь обложил их данью, эти земли были окончательно включены в состав Древнерусского государства. (тоже вопрос. Какого государство имел ввиду историк? Государственных образований в древней Руси было много) Вместе с тем начался процесс христианизации местного населения.

Данковское благочиние

В 11-м веке территория Верхнего Дона входила в состав Черниговского княжества, соответственно Черниговской епархии. С 1097  г. — в пределы Муромо-Рязанского княжества, оставаясь гю прежнему под управлением черниговских священнослужителей. Но из-за частых половецких набегов славяне, освоившие берега Дона, Быстрой Сосны, Красивой Мечи и правобережье реки Воронеж, в 11-м веке вынуждены покинут эти места.

В середине XII в. Верхнее Подолье вновь стало активно заселяться славянами, но лишь в конце XII столетия началась исто­рия Рязанской епархии, на создание ко­торой рязанские князья положили много груда, понимая, каким великим благом стала бы для удельного княжества собст­венная епископская кафедра.

 
Яндекс.Метрика
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню