>

История казачества верхнего Дона - Донковье — организация событий и отдыха

Организация событий и сценарии праздников
Перейти к контенту

История казачества верхнего Дона

Мы идем по следам парадоксальной летописи России, делая остановку в Данковском районе Липецкой области, гдна началась история и возникновение казачества на верхнем Дону. Кто они, эти вольные и сильные люди? Откуда пришло и как появилось это воинское братство? Чьих кровей, к какому роду-племени относит себя донское казачество? Почему, после стольких испытаний, гонений и репрессий, это уникальное сословие вновь восстало из пепла времен: Десятки вопросов без ответов.

Смотрите документальный фильм о истории и возникновении казачества на верхнем Дону
Донковские казаки – восставшие из пепла
Фильм создан студией "Донковье" в 2017 году
Многие исследователи пришли к выводу, что казачество в верховьях Дона появилось в домонгольскую эпоху. Древние документальные летописи и легенды описывают события, когда люди – завоные казацы принимали участие в Куликовской битве.

На данковской земле, которая до 1954 года относилась к Рязани, представители воинского сословия, назывались рязанскими казаками. Есть точные сведения, что в 1444 году Василий Темный говорил о данковских казаках, как о защитниках Руси, а Иван 3-й, обращаясь к княгине Аграфене рязанской, просил ее, чтобы она казнила людей, которые «самодурью» уходят на Дон.

Такие исторические документы говорят о том, что плодородные земли, богатые леса и река Дон активно осваивались казаками. Вдоль речного русла одно за другим возникали селения, в их числе и древний город Данков. Доподлинно известно, что, это казачье поселение. Исторически правильно, имя города пишется, через «о», то есть Донков, Буква А появилась во времена правления Екатерины 2-й, которая, как известно была немкой и написала в одном из документов город, через букву А, а чиновники не посмели поправлять императрицу. Слово Дон – тюркское.

Многие слова местных жителей перешли из тюркского языка, Дон, переводится как река, аки – устаревшее слово союз, «Ков» – связь, пристань, прибежище, граница, место. Таким образом, можно выстроить версию, что казаки, не что иное, как речной союз, то есть род, племя, общность, проживающая по берегу и реки и близ нее. У города было три этапа, это древний, старый и новый Данков, но объединяет его летопись один факт, - во все времена его населяли донковские, а позже донские казаки.

Вокруг старой крепости Донков, очертания которой хорошо просматриваются со спутниковых карт местности, располагались казачьи селения.
Вид сверху на село Стрешнево и остатки крепости Донков
Донковские казаки на протяжении всей истории несли ратную службу, продвигая границы государства на юг. Обрабатывали землю, обустраивали свои жилища, укрепляя свой уклад и традиции.

В летописи Данковского казачества много интересных страниц, до 1645 года, казаки нанимались и несли службу, а присягнув царю Алексею Михайловичу Тишайшему. появляется служение вере православной, царю и отечеству. С этого исторического события вплоть до революции 1917 года, казаки верой и правдой выполняли свой священный долг, участвуя во всех важнейший военных компаниях. Это азовские походы при Петре первом, это русско-турецкая война времен Екатерины второй, это отечественная война 1812 года и в других значимых сражения, данковские казаки не уронили честь православную, проявив доблесть и отвагу. Их боялись враги, их ценили цари и полководцы, ими гордился народ.

В 1918 году произошло расказачивание, согласно указу председателя ВЦИК, молодой республики Советов, Якова Свердлова. Начались репрессии, под корень вырубали и вырезали непокорное сословие. Преданность, свободолюбивый дух, верность традициям, своему слову, присяге навсегда осталось стержнем жизни казаков и не позволяло им починиться новой власти Советов. Но, когда Родине становилось плохо, возрождалось вместе с верой православной, вновь восставало из пепла и казачество. Наступил страшный 41 год, началась Великая Отечественная Война. Потомки донковских казаков ушли на фронт, среди героев Советского Союза, орденоносцев, в большинстве своем, казачьи фамилии.

Восставшие из пепла данковские казаки, вновь проявили свои лучшие качества, когда Родина нуждалась в помощи в лихие 90-е. Сегодняшние предки вольного донского сословия пишут свою новую историю, проявляя преданность Родине, возрождая свои лучшие традиции, передавая их новым поколениям.

Невозможно объяснить природу такого феномена, как казачество одними выводами историков. Кто знает, возможно,  продолжению сословия помогает промысел Божий. Ведь неслучайно, в Данкове, в годы религиозных гонений сохранился и действовал храм казачьей слободы, церковь Георгия Победоносца.
Донской казачий крестный ход и продолжение казачества
За многовековую летопись казачество выработало свой особый жизненный уклад, свое мировоззрение, самобытность и уникальную особенность возрождаться. По всей видимости казачья культура наполнена неиссякаемой энергией и потому способна заново проявить себя  и сплачивать массы, передавая им свою живительную силу.

За последнее четверть века данковское казачество славно и честно продолжает заветы своих предков, проявляя свою полезность в делах и поступках. Казачество оставило нам достойное и большое наследие, которое вновь востребовано нынешними поколениями. Истинные ценности казачества помогают удерживать чувство национального достоинства, ответственную гражданскую позицию и уважения к своей Родине конкретными делами и поступками.

16 ноября 2017 года в Данкове произошло событие не столь заметное в масштабе России, но оно навсегда войдет в летопись данковского казачества. В день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, после праздничной литургии, в честь престольного праздника храма, на которой молились прихожане и данковские казаки, состоялась казачья присяга, которую приняли четверо взрослых казаков и 36 юных казачат местных школ.

В завершение праздника в честь памяти святого великомученика Георгия Победоносца состоялся Донской казачий крестный ход. От Георгиевского храма по родной Казачьей слободе до Поклонного креста прихожане храма, юные казачата и взрослые казаки пронесли свои святыни, как это было раньше. Крестный ход такого масштаба в Данкове последний раз проходил более ста лет назад. Возродилась еще одна православную традиция, которая, безусловно, укрепляет силы данковских казаков.
Казачий фкстиваль
Ярким свидетельством подъема и развития казачьих идей стал открытый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон». Культурное событие проводится второй год, на праздничной территории, получившей имя «Казачий хуторок», в 2017 году на нем побывало около 3000 человек. Среди участников – представительства казачьих организаций, творческие коллективы, мастера декоративно-прикладного искусства, поселения, предприятия и организации района, предприниматели сферы туризма, краеведы и журналисты. Показать свое мастерство и удаль приехали из Белгородской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Воронежской, Смоленской областей.

Мероприятие, организованное данковскими казаками и поддержанное администрацией Данковского района, по праву вошло число самых ярких мероприятий событийного и просветительского направления в Липецкой области.

Казачьи игры и песни, яркие наряды статных казачек, радушные и хлебосольные хозяева «Казачьих подворий», повернули время вспять. Все это делают не кудесники, а простые люди, которые благодаря Богу и духу своему еще не очужеземелись, все это величайшее наследие воссоздано людьми, в которых жива память предков и народные чувства, это они восстали из пепла и создали мощное движение, которое питает силы России, помогает жить, любить и побеждать на новых рубежах Отечества.
info@donkove.ru
donkove.ru
Donkovie.ru 2018 © Все права защищены
Авторские сценарии праздников и событий
Назад к содержимому